Думаю, что не открою никакой "америки", если скажу, что современные учебники часто страдают малопонятным и трудным для усвоения языком. Дети читают их с большой неохотой, особенно в старших классах. Вот это точно "злоупотребление свободным временм ученика". Поисковые задания мотивируют активизацию учебной деятельности со значительным повышение КПД. Многие дети начинают проявлять желание составить свои задания, квесты, тесты, кроссворды, организовать их презентацию, оценить участников. Ссылаясь на всем известную пирамиду Блума, можем смело говорить в этом случае оболее высоких формах мыслительной деятельности: анализ, синтез, применение знаний на практике, оценивание, осознание себя, своего места в контексте игры и за ее рамками.
Принципы создания творческих заданий:
1. Доступность уровня знаний (по возрасту, развитию);
2. возможность интерпретировать различных условиях;
3. использование разнообразных знаний, умений, навыков;
4. четкая формулировка формы презентации ответа;
5. наличие связи: ОБЩАЯ ИДЕЯ - ПРЕЗЕНТАЦИЯ - РЕФЛЕКСИЯ