Тренировочные упражнения

Упражнение 1. Выделите имена существительные. Поставьте их в начальную форму. Определите разряды имён существительных по значению (собственные – нарицательные; одушевлённые – неодушевлённые; конкретные – вещественные – отвлечённые – собирательные).

1. Был пасмурный, но душный день. Крюков бесцельно бродил по комнатам, засматривал в окна или же перелистывал давно уже надоевшие альбомы. В этот день ему почему-то казалось, что дети ведут себя отвратительно, жена плохо глядит за прислугой, что расходы ведутся несообразно с доходами (Чехов). 2. Так росла молодёжь вместе со своим городом, вместе со своим парком и по-своему крестила его районы, слободки, улицы (Фадеев). 3. – Расплывчатое свечение, которое коромыслом огибает всё небо, называется Млечным Путём, – тихо сказал учитель (Закруткин). 4. Китайцы старались палками выбросить животное на берег (Арсеньев). 5. Голос его, будто нож, царапал сердце, и мертвец вдруг ушёл под землю (Гоголь).

Упражнение 2. Распределите имена существительные по графам в зависимости от разряда по значению (конкретные – вещественные – отвлечённые – собирательные). Конкретные существительные разбейте на одушевлённые и неодушевленные, собственные и нарицательные.

Студент, рябчик, существо, змея, гриб, колпак, ворона, (планета) Юпитер, кукла, волокита, отряд, разносчик, лиса, боярин, конь, стол, дворник, двигатель, чудовище, гений, колокольчик, птенец, чучело, щупальце, личинка, товарищ, труп, насекомое, нефть, консервы, цемент, человечество, родственник, родня, чай, чайник, чаинка, молодость, молодёжь, молодняк, стадо, алюминий, табун, жалость, детвора, сияние, восторг, бег, Сахалин, Каракумы, журналист, журналистика, жемчуг, жемчужина, генерал, генералитет, мошкара, вороньё, свежесть, теплота, белизна, упрямство, упрямец, героизм, герой, ходьба, варка, беднота, бедность, пехота, пехотинец, мелюзга, посуда, мебель, дрожжи, сахар, мёд, молоко, горох, горошина, шёлк, уголь, уголёк, олово, сталь, дух.

Упражнение 3. Определите род существительных.

Жена, дитя, книга, бедняга, сирота, злюка, время, дедушка, вояка, косуля, слониха, жаба, акула, тихоня, стремя, мачеха, Бетси, буржуа, имя, семя, существо, домишко, пальто, ничтожество, какао, кофе, окно, божество, животное, страшилище, брюки, сирокко, депо, портье, конферансье, гусь, гусак, гусыня, родитель, врач, директор, письмо, подмастерье, лошадь, конь, голосище, кость, гость, нож, дрожь, такси, вилы, авеню, рояль, шампунь, диагональ, тюль, вуаль, жалюзи, макароны, ясли, толки, нападки, носилки, часы, тряпьё, зверьё, мёд, фарфор, бархат, конопля, деньги, сутки, каникулы, похороны, сластёна, неженка, заводила, умница, гуляка, плакса, домина, гостиная, столовая, ванная, горничная, мороженое, жаркое.

Упражнение 4. Найдите имена существительные в тексте и произведите их полный морфологический разбор.

        Вообще офицер чувствовал себя больным, одиноким, почти сиротой. Руки и ноги его как-то не укладывались на диване. Во рту было сухо и липко; в голове стоял тяжёлый туман; мысли его, казалось, бродили не только в голове, но и вне черепа, меж диванов и людей, окутанных в ночную мглу. Сквозь головную муть, как сквозь сон, слышал он бормотание голосов, стук колёс, хлопанье дверей. Звонки, свистки кондуктора, беготня публики по платформе слышались чаще, чем обыкновенно. Время летело быстро, незаметно, и потому казалось, что поезд едет вторые сутки и останавливается каждую минуту… В страшной тоске Климов поднимал тяжёлую голову, взглядывал на фонарь, в лучах которого кружились тени и туманные пятна…
        В Спирове он вышел на станцию, чтобы выпить воды. Он видел, как в столовой сидели люди и спешили есть.
        «И как они могут есть!» – думал он, стараясь не нюхать воздуха, пахнущего жареным мясом, и не глядеть на жующие рты, – и то и другое казалось ему противным до тошноты (Чехов).

Упражнение 5.

Прочитайте текст и выполните задания.

С давних времен людям, говорящим на разных языках, приходилось общаться друг с другом.

Собеседники могут говорить каждый на своем родном языке и частично понимать друг друга, если языки похожи. В славянских странах русского скорее всего как-то поймут, но в соседней Венгрии — уже нет: венгерский язык совершенно не похож на русский.

Часто бывает так, что двум собеседникам помогает понять друг друга третий — переводчик. Но, во-первых, на перевод уходит лишнее время, во-вторых, он не всегда возможен.

Нередко собеседники переходят на третий язык, не родной для них обоих. В современном мире это может быть абсолютно «ничей» язык эсперанто или латынь, но чаще говорят на языке, который для кого-то в мире родной. Обычно этот язык обладает б?льшим авторитетом, чем родные языки собеседников. Им может быть просто какой-нибудь распространенный язык. В современном мире языком международного общения нередко выступает английский язык.

(По материалам энциклопедии «Русский язык»)

 

  1. Выпишите из текста имена собственные.
  2. Приведите примеры одушевленных и неодушевленных существительных.
  3. Выпишите по 2-3 примера существительных 1, 2 и 3-го склонения. Определите их род.
  4. Есть ли в тексте разносклоняемые существительные? Выпишите их.
  5. Найдите в тексте несклоняемые существительные. Определите их род.
  6. Докажите, что слово русский в данном тексте используется в значении прилагательного и существительного. Приведите примеры.
  7. Найдите в тексте существительные, которые не изменяются по числам. Определите их род.
  8. Сделайте морфологический разбор указанных слов.

 

Упражнение 6.

Прочитайте текст. Запишите все существительные в нужной форме.

Сильно одряхлел дедушка, а прежде был молодец ____________. Плохо он видел, плохо слышал; рука _______ и нога _________ дрожали у него от старость _____________: несет ложка ______________ ко рот ___________ – и суп расплескивает.

Не понравилось это сын_____ и невестка______________: перестали они отец_______ с собой за стол сажать, запрятали его за печь и стали кормить из глиняной чашка_________. Задрожали рука__________ у старик_________, чашка выпала и разбилась. Пуще прежнего разозлились сын и невестка: стали кормить отец________ из старой деревянной миска__________.

У старикова сын был свой маленький сынок. Сидит раз мальчик на пол____________ и складывает что-то из щепочка__________________.

Что ты делаешь, дитятко? - спросила у него мать, вытирая посуда ______________ полотенце _______________.

Коробочка ________________, - отвечает дитя, - вот как вы состаритесь с тятенька _________________, я буду вас из деревянной коробочка_______________ кормить.

Переглянулись отец с мать ___________________ и покраснели. Перестали с тех пора ________________ старик ______________________ за печь прятать, из деревянной миска __________ кормить.