Отчет Секция 2. Представление опыта внедрения квестов в образовательном процессе. Живые квесты.
Участникам секции было предложено к обсуждению 3 вопроса:
- Для какой темы вашего предмета можно провести живой квест?
- Какие могут возникнуть проблемы и способы их преодоления при организации живого квеста?
- Как организовать поисковую деятельность при проведении живого квеста?
В обсуждении темы «Живые квесты» приняли участие 36 участника семинара (учителя всех школьных предметов). Многие участники обсуждения заинтересовались идеей организации живых квестов в рамках своих предметов, некоторые уже имели опыт проведения подобных квестов и активно внедряют квест-технологию в учебный процесс.
В ходе анализа ответов на первый вопрос: «Для какой темы вашего предмета можно провести живой квест?» почти все участники отметили, что такие квесты можно организовать практически для многих тем по всем школьным предметам. В комментариях «примерили» темы для своих предметов и «физики» и «лирики».
Как отмечено в обсуждении, преимуществом живых квестов является возможность органично совмещать элементы обучения и отдыха. Обучение происходит незаметно при решении поставленных игровых задач. В «живом» квесте найдется место и знатокам истории, и поклонникам головоломок, и неугомонным любителям поиска секретов и приключений, и юным спортсменам. «Живой» квест – это настоящая командная игра, так как задания выполняются всей командой, что позволяет сплотить детский коллектив.
В ответе на второй вопрос: «Какие могут возникнуть проблемы и способы их преодоления при организации живого квеста?» почти все участники обсуждения отметили трудоемкость подготовки, ограничение временных рамок (урок), трудность в организации контроля над командами одним учителем. Во многих комментариях участники семинара отметили, что к преимуществам живых квестов можно отнести использование активных методов обучения.
Проблемы:
- ограничение времени (45 минут);
- один учитель с этим не справится - 30 учеников (безопасность жизнедеятельности на первом месте!);
- нужно привлекать кого-то еще (Родители? Коллеги? Помощники?);
Способ решения:
- бинарные уроки;
- организация живого квеста в рамках предметных недель в школе;
- проведение живых квестов (геокешинг) во время прохождения учебной практики, в лагерях отдыха, экскурсий на природу, тематических экскурсиях.
При ответе на третий вопрос: «Как организовать поисковую деятельность при проведении живого квеста?», большинство коллег были единогласны – главное интрига, сценарий (маршрут), четкое определение итогового результата самостоятельной работы участников квеста (например, задана серия вопросов, на которые нужно найти ответы; прописана проблема, которую нужно решить; задана координата, которая должна быть найдена, а так же указана другая деятельность, направленная на обработку, анализ и представление результатов деятельности команды).
Большое разнообразие жанров живых квестов дает возможность широко реализовать обучающие, развивающие и воспитательные цели, привлечь детей к исследовательской и поисковой деятельности, сплотить детский коллектив.