Отчет Секция 3. Представление опыта внедрения квестов в образовательном процессе. Веб-квесты (соревнования)

Секция 3. Представление опыта внедрения квестов в образовательном процессе. Веб-квесты (соревнования)

Модератор: Калининская Елена

Количество участников: 30 участников семинара и 4 спикера

Изучив представленный в секции опыт внедрения веб-квестов соревнований, участники семинара давали ответы на предложенные вопросы:

  1. Веб-квест соревнование – это способ стимулирования и мотивации учебной деятельности или пробуждение нездоровой конкурентной борьбы?
  2. Каковы характерные черты веб-квеста соревнования?
  3. В чём особенность сюжета веб-квеста соревнования?
  4. Дух соревнования: позитивные и негативные последствия.

Первый вопрос предлагал выбрать альтернативу среди двух понятий веб-квеста соревнования. В своих ответах все участники обсуждения согласились с тем, что веб-квест соревнование – это способ стимулирования и мотивации учебной деятельности, который, по мнению учителей, базируется на взаимопомощи учащихся, возможности проявить свои способности каждому, возможности достичь успеха.

Чтобы веб-квест соревнование не превратился в нездоровую конкурентную борьбу, участники обсуждения отводят особое место учителю, который должен внимательно следить за ходом соревнований, поддерживать доброжелательную атмосферу. По мнению Липы Татьяны, учитель должен  изначально для себя решить: «Какую цель мы хотим достигнуть? Получить победителя супер игры или команду увлеченных следопытов?»

Интересные высказывания участников о конкуренции:

Конкуренция в обществе полезна – она  позволяет выявить лучшее и избавиться от худшего. А вот для того, что бы конкуренция была честной и здоровой, и нужен учитель – организатор  этого квеста. (Гайдай Евгений)

Здоровая конкуренция является движущей силой и толчком к победе.  (Колода Ольга)

Если стремление победить рождает нездоровую конкуренцию, значит, и во взрослой жизни человек будет вести себя так же. (Швец Василий)

Отвечая на второй вопрос, участники обсуждения выделили характерные черты веб-квеста соревнования:

  • интересный сюжет;
  • задания поискового характера, развивающие смекалку, догадливость, умение принимать рациональное решение, для команды или индивидуальные;
  • поиск ответов с помощью анализа Интернет-источников;
  • достижение цели первым или при условии выполнения всех заданий;
  • чёткие термины проведения;
  • время выполнения задания ограничено;
  • правильность ответов важнее скорости;
  • система оценивания заданий и освещение результатов;
  • поощрение победителей,  активных участников.

Интересное высказывание Телятник К.В. о скорости выполнения задания:

«В вопросе скорости поиска правильного ответа тоже можно "переборщить". Я бы предложила уменьшать коэффициент баллов за скорость ответа не жёстко в связи с местом (первому – максимальное  количество, второму – поменьше  и т.д.), а в соответствии с интервалом затраченного  времени. Например, в первые 4 часа (первый день, первые 36 часов...) за правильный и полный ответ можно получить максимум баллов, далее – меньше, потом – еще  меньше...  Интервал при этом можно от этапа к этапу укорачивать. Потому что темперамент у игроков разный, скорость Интернета тоже может быть разной, а еще от родителей могут быть подброшены препятствия в виде походов в магазин, уборки квартиры, работы на участке и т.п., да и мало ли какие еще в жизни могут приключиться события. Ведь в итоге есть риск, что давший верные, стопроцентно точные ответы игрок окажется позади своего более удачливого соперника совершенно по техническим причинам. Скорость, наверное, важна... Но еще важнее научиться правильной стратегии поиска, выработать в себе желание продвигаться вперёд. И здесь малейшая несправедливость больно бьёт по начинающим игрокам, не очень уверенным в своих силах».

Участники семинара также обсуждали особенности сюжета веб-квеста соревнования. Одной из важнейших особенностью является то, что задания веб-квеста тесно (логично) связаны, их объединяет сюжетная линия, которая постоянно подогревает интерес учащихся. Большинство участников охарактеризовали сюжет с помощью трёх ЗЗЗ (захватывающий, занимательный, загадочный) и трёх ИИИ (интересный, интригующий, игровой). Многие участники предлагали в сюжете раскрывать тайны, был вариант  «спасти кого-то», только трое участников  предложили свои идеи сюжета: Путешествие по Солнечной системе (Гайдай Олег), Путешествие в страну Дорожных знаков (Ляцевич Лариса), путешествие в сказку (Носова Виктория). Остался открытым вопрос о возможности использования в сюжете правил проведения спортивных соревнований для веб-квеста.

Участники секции обсудили понятие «дух соревнования», его позитивные и негативные последствия. Среди позитивных последствий были выделены:

  • увлеченность;
  • прилив жизненной энергии;
  • формирование целеустремленности;
  • стать лучше личностно;
  • радость от совместной деятельности;
  • получение  знаний, приобретение нового опыта и навыков;
  • дети стимулируют друг друга к активности;
  • работа на результат, сосредоточенность на достижение цели.

 Интересные высказывания участников:

Бажання бути кращим є в глибині кожної людини. Саме це бажання сприяло досягненню найнеймовірніших досягнень людей. Змагання визначають дії спрямовані на те, щоб стати краще або бути першим. Діти змагаються між собою, щоб показати хороші результати в чому-небудь. У перемозі вони бачать визнання і успіх. Тому для дітей дуже важливий не процес, а результат, який їм принесе  задоволення. Маючи чіткі уявлення про мету, діти прагнуть до її здійснення. Тому, для вчителя головне – чітко  визначити для дітей межі дозволеного, моральні принципи і правила змагань, щоб у дітей сформувалося здорове ставлення до змагань і перемога в них. (Дмитрюк Наталия)

Научить радоваться чужой победе и учиться на своих ошибках сложнее, чем создать саму игру. Важно настроить и себя, и детей на такую позицию в самом начале, ставить несколько разноплановых целей. Мы живем в мире жесткой конкуренции и хотим воспитывать высоко моральные личности. Нужно быть готовым первым подать пример, как переживать и радости, и огорчения. Игра есть игра. Ее цель – научить. Побеждает тот, кто чему-то научился. (Липа Татьяна)

Чтобы избежать негативных последствий, а именно неправильной реакции проигравших, учителя предложили: 

«Нужно умело подвести итоги. Определить не только победителей, но еще выделить  других участников, более активных в определенных видах деятельности» (Косован Тамара). 

«Но в любой деятельности не исключены и отрицательные эмоции, к примеру, при награждении. Этот случай, можно обойти таким способом: Награждать и победителей, и проигравших. Просто призы дарить немного разной категорией. (Квест должен приносить только хорошее, поэтому нужно быть внимательным)» (Балухтин Сергей)

«Учитель зробить все, щоб у підсумку виділити усіх учасників діяльності: когось за активність, інших за швидкість, третіх за ерудицію…» (Покуса Инна)

 

Остання версія: 21 листопад 2014, п'ятниця, 08:09