Словарь терминов




All categories

Page:  1  2  3  4  5  (Next)
ALL

ЗАКОНЫ АЛГЕБРЫ ЛОГИКИ

Дистрибутивный (распределительный) закон

Закон, выражающий дистрибутивность (распределительность) одной данной логической или математической операции относительно другой данной операции. Примером этого закона может служить закон обычной арифметики: а (b + с) = аb + ас, выражающий распределительность умножения относительно сложения.

Формула закона:

.

.



Закон общей инверсии(законы де Моргана)

  1. Закон двойного отрицания (двойное отрицание исключает отрицание):

    А = image_dv.gif.

Переместительный (коммутативный) закон:
  • для логического сложения: А Ú B = Ú A;

  • для логического умножения: A & B = B & A.

Результат операции над высказываниями не зависит от того, в каком порядке берутся эти высказывания.

Сочетательный (ассоциативный) закон:
  • для логического сложения: (А Ú B) Ú C = Ú (B Ú C);

  • для логического умножения: (A & B) & C = A & (B & C).

При одинаковых знаках скобки можно ставить произвольно или вообще опускать.

Распределительный (дистрибутивный) закон:
  • для логического сложения: (А Ú B) & C = (A & C) Ú (B & C);

  • для логического умножения: (A & B) Ú C = (A Ú C) & (B Ú C).

Закон определяет правило выноса общего высказывания за скобку.

Закон общей инверсии (законы де Моргана):
  • для логического сложения:im02.gif = im03.gif &im04.gif;

  • для логического умножения: im05.gif=  im03.gif Ú im04.gif

Закон идемпотентности (от латинских слов idem — тот же самый и potens — сильный; дословно — равносильный):
  • для логического сложения: А Ú A = A;

  • для логического умножения: A & A = A .

Закон означает отсутствие показателей степени.

Законы исключения констант:
  • для логического сложения: А Ú 1 = 1А Ú 0 = A;

  • для логического умножения: A & 1 = A, A & 0 = 0.

Закон противоречия:
  • A & im03.gif = 0.

Невозможно, чтобы противоречащие высказывания были одновременно истинными.

Закон исключения третьего:
  • Ú im03.gif = 1.

Из двух противоречащих высказываний об одном и том же предмете одно всегда истинно, а второе — ложно, третьего не дано.

Закон поглощения:
  • для логического сложения: А Ú (A & B) = A;

  • для логического умножения: A & (A Ú B) = A.

Знание законов логики позволяет проверять правильность рассуждений и доказательств. Основываясь на законах, можно выполнять упрощение сложных логических выражений. Такой процесс замены сложной логической функции более простой, но равносильной ей, называется минимизацией функции.

Некоторые преобразования логических формул похожи на преобразования формул в обычной алгебре (вынесение общего множителя за скобки, использование переместительного и сочетательного законов и т.п.), другие - основаны на свойствах, которыми не обладают операции обычной алгебры (использование распределительного закона для конъюнкции, законов поглощения, склеивания, де Моргана и др.).

Нарушения законов логики приводят к логическим ошибкам и вытекающим из них противоречиям.

Упрощение формул.

Пример 1. Упростить формулу (А Ú В) & (А Ú С).

Решение:

Раскроем скобки: (А Ú В) & (А Ú С) = A & A Ú A & C Ú B & A Ú B & C;

По закону идемпотентности A & A =A, следовательно, 
A & A Ú A & C Ú B & A Ú B & C = A Ú A & C Ú B & A Ú B & C;

В высказываниях А и А & C вынесем за скобки А и используя свойство А + 1= 1, получим 
Ú A & C Ú B & A Ú B & C = A & (1 Ú C) Ú B & A Ú B & C = A Ú B & A Ú B & C;

Аналогично предыдущему пункту вынесем за скобки высказывание А
Ú B & A Ú B & C = A & (1 Ú B) Ú B & C = A Ú B & C.

Таким образом, мы доказали закон дистрибутивности.

Всякую формулу можно преобразовать так, что в ней не будет отрицаний сложных высказываний - все отрицания будут применяться только к простым высказываниям.

Пример 2. Упростить выражения fim01.gif так, чтобы в полученных формулах не содержалось отрицания сложных высказываний.

Решение: 
fim04.gif 


ИСПОЛНИТЕЛЬ АЛГОРИТМОВ

Алгоритм

Заранее заданное понятное и точное пpедписание возможному исполнителю совеpшить определенную последовательность действий для получения решения задачи за конечное число шагов. (порядок действий, понятных исполнителю, и приводящих к конкретному результату.)

Алгоритм

набор инструкций,(Понятных исполнителю) описывающих порядок действий исполнителя для достижения некоторого результата.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ЛИЧНОСТИ

А.А Марков

В конструктивную математическую логику А. А. Марков вводит понятие «разрешимое высказывание» и связанное с ним понятие «прямое отрицание». В логике А. А. Маркова имеется и другой вид отрицания — усиленное отрицание, относящееся к так называемым полуразрешимым высказываниям.

Кроме материальной и усиленной импликации, при установ­лении истинности которых приходится заботиться об истинности посылки и заключения, А. А. Марков вводит дедуктивную имп­ликацию, определяемую по другому принципу. Дедуктивная имп­ликация «если А, то В»выражает возможность выведения В из А по фиксированным правилам, каждое из которых в применении к верным формулам даст верные формулы. Всякое высказывание, выводимое из истинного высказывания, будет истинным.

Через дедуктивную импликацию А. А. Марков определяет редукционное отрицание (reductio ad absurdum). Редукционное отрицание высказывания А (сформулированного на данном язы­ке) понимается как дедуктивная импликация «если А, то Л», где через Л обозначен абсурд. Это определение отрицания соответ­ствует обычной практике рассуждений математика: математик отрицает ту посылку, из которой вытекает абсурд. Для установ­ления истинности редукционного отрицания высказывания не требуется вникать в смысл этого высказывания. Высказывание, для которого установлена истинность редукционного отрицания, не может быть истинным.

hello_html_m3e129a77.jpg


Аристо́тель

Аристо́тель (др.-греч. Ἀριστοτέλης384 до н. э.СтагираФракия — 322 до н. э.Халкида, остров Эвбея) — древнегреческий философ. Ученик Платона. С 343 до н. э. — воспитатель Александра Македонского[1]. В 335/4 г. до н. э.[2] основал Ликей (др.-греч.Λύκειον Лицей, или перипатетическую школу). Натуралист классического периода. Наиболее влиятельный из философов древности; основоположник формальной логики. Создал понятийный аппарат, который до сих пор пронизывает философский лексикон и стиль научного мышления.

Аристотель был первым мыслителем, создавшим всестороннюю систему философии, охватившую все сферы человеческого развития: социологиюфилософиюполитикулогикуфизику. Его взгляды на онтологию имели серьёзное влияние на последующее развитие человеческой мысли. Метафизическое учение Аристотеля было принято Фомой Аквинским и развито схоластическим методом. Карл Маркс называл Аристотеля величайшим мыслителем древности[3].

Aristotle Altemps Inv8575.jpg


Го́тфрид Ви́льгельм Ле́йбниц

Го́тфрид Ви́льгельм Ле́йбниц 

саксонский философлогик,математикмеханикфизикюристисторикдипломатизобретатель и языковедОснователь и первый президент Берлинской Академии наук, иностранный член Французской Академии наук[13].

Важнейшие научные достижения:

Лейбниц также является завершителем философии XVII века и предшественником немецкой классической философии, создателем философской системы, получившей название монадология[16]. Он развил учение об анализе и синтезе[5][17], впервые сформулировал закон достаточного основания (которому, однако, придавал не только логический (относящийся к мышлению), но и онтологический (относящийся к бытию) смысл: «… ни одно явление не может оказаться истинным или действительным, ни одно утверждение справедливым, — без достаточного основания, почему именно дело обстоит так, а не иначе…»)[16][18]; Лейбниц является также автором современной формулировки закона тождества[5][8][17]; он ввёл 

термин «модель»[5], писал о возможности машинного моделирования функций человеческого мозга[19]. Лейбниц высказал идею о превращении одних видов энергии в другие[5], сформулировал один из важнейших вариационных принципов физики — «принцип наименьшего действия» — и сделал ряд открытий в специальных разделах физики[5][8].

Он первым обратился к вопросу о возникновении российской правящей династии[20], первым в немецкой историографии обратил внимание на взаимосвязь лингвистических проблем с генеалогией[20], создал теорию исторического происхождения языков и дал их генеалогическую классификацию, явился одним из создателей немецкого философского и научного лексикона[5][8].

Лейбниц также ввёл идею целостности органических систем, принцип несводимости органического к механическому и высказал мысль об эволюции Земли[5].

Gottfried Wilhelm von Leibniz.jpg

Давид Гильберт

Дави́д Ги́льберт (нем. David Hilbert23 янв

аря 1862 — 14 февраля 1943) — немецкий математик-универсал, внёс значительный вклад в развитие многих областей математики. В 1910—1920-е годы (после смерти Анри Пуанкаре) был признанным мировым лидером математиков. Гильберт разработал широкий спектр фундаментальных идей во многих областях математики, в том числе теорию инвариантов и аксиоматику евклидовой геометрии. Он сформулировал теорию гильбертовых пространств, одну из основ современного функционального анализа[4].


Джордж Буль

Английский математик и логик. Профессор математики Королевского колледжа Корка с 1849 года. Один из основателей математической логики. Буль был, вероятно, первым после Джона Валлиса математиком, обратившимся к логической проблематике. Буль не считал логику разделом математики, но находил глубокую аналогию между символическим методом алгебры и символическим методом представления логических форм и силлогизмов.На математические темы Булем в течение жизни были созданы два систематических трактата: «Трактат о дифференциальных уравнениях» (1859; второе издание не завершено, материалы к нему опубликованы посмертно в 1865) и задуманный как его продолжение «Трактат о конечных разностях» (1860). Эти труды внесли важный вклад в соответствующие разделы математики и в то же время продемонстрировали глубокое понимание Булем философии своего предмета.

George Boole.jpg

КЛАССИФИКАЦИЯ ЯЗЫКОВ ПРОГРАММИРОВАНИЯ

Визуальное программирование

Визуальное программирование — способ создания программы для ЭВМ путём манипулирования графическими объектами вместо написания её текста.

Декларати́вное программи́рование

Декларати́вное программи́рование — это парадигма программирования, в которой задаётся спецификация решения задачи, то есть описывается, что представляет собой проблема и ожидаемый результат

Логи́ческое программи́рование

Парадигма программирования, основанная на автоматическом доказательстве теорем, а также раздел дискретной математики, изучающий принципы логического вывода информации на основе заданных фактов и правил вывода.

Поколения языков программирования

 К первому поколению-  относят машинные языки — языки программирования на уровне команд процессора конкретной машины.

Языки второго поколения (2GL) создавались для того, чтобы облегчить тяжёлую работу по программированию, перейдя в выражениях языка от низкоуровневых машинных понятий ближе к тому как обычно мыслит программист. 

Под третьим поколением (3GL) первоначально понимались все языки более высокого уровня, чем ассемблер. Главной отличительной чертой языков третьего поколения стала независимость от аппаратного обеспечения, то есть выражение алгоритма в форме, не зависящей от конкретных характеристик машины, на которой он будет исполняться. 

 Языки программирования четвёртого поколения (4GL) лучше представлять как среды разработки четвёртого поколения. Они относятся к временному периоду с 1970-х по начало 1990-х.

Языки этого поколения предназначены для реализации крупных проектов, повышают их надежность и скорость создания, ориентированы на специализированные области применения, и используют не универсальные, а проблемно-ориентированные языки, оперирующие конкретными понятиями узкой предметной области.

Рождение языков пятого поколения произошло в середине 90-х годов. К ним относятся также системы автоматического создания прикладных программ с помощью визуальных средств разработки, без знания программирования

ЛОГИЧЕСКИЕ ОПЕРАЦИИ

Дизъю́нкция

Дизъю́нкция (лат. disjunctio — разобщение), логи́ческое сложе́ние, логи́ческое ИЛИ, включа́ющее ИЛИ; иногда просто ИЛИ — логическая операция, по своему применению максимально приближённая к союзу «или» в смысле «или то, или это, или оба сразу»

{\displaystyle a\lor b,\;a} || b,a{\displaystyle b,\;a}{\displaystyle b,\;a} | b,a ORb{\displaystyle b,\;a~{\mbox{OR}}\,\,b}{\displaystyle b,\;a~{\mbox{OR}}\,\,b},max(a,b).{\displaystyle ,\;\max(a,b).}{\displaystyle ,\;\max(a,b).}

Логическая равнозначность или эквивалентность

Эквивалентность - это сложное логическое выражение, которое является истинным тогда и только тогда, когда оба простых логических выражения имеют одинаковую истинность.

Таблица истинности для эквивалентности

Картинки по запросу Таблица истинности эквивалентность

Штрих Ше́ффера

Бинарная логическая операция,  булева функция над двумя переменными. Введена в рассмотрение Генри Шеффером в 1913 г. Штрих Шеффера, обычно обозначаемый |, эквивалентен операции И-НЕ.

eulervennf15.jpg

Таким образом, высказывание X | Y означает, что X и Y несовместны, то есть не являются истинными одновременно. От перемены мест операндов результат операции не изменяется.

Задаётся следующей таблицей истинности:

Штрих Шеффера

Штрих Ше́ффера — бинарная логическая операция, булева функция над двумя переменными. Введена в рассмотрение Генри Шеффером в 1913 г.

ООП

Абстракция данных

это придание объекту характеристик, которые чётко определяют его концептуальные границы, отличая от всех других объектов.

Инкапсуляция

Обеспечение доступности главного, выделение основного содержания путём помещения всего мешающего, второстепенного в некую условную капсулу

Класс

 это элемент ПО, описывающий абстрактный тип данных и его частичную или полную реализацию. 

Объектно-ориентированное программирование

  1. методологияпрограммирования, основанная на представлении программы в виде совокупности объектов, каждый из которых является экземпляром определенного класса, а классы образуют иерархию наследования.

полиморфизм

это способность обьекта использовать методы производного класса, который не существует на момент создания базового.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ АЛГЕБРЫ ЛОГИКИ

Высказывание

Высказывание - это повествовательное предложение, про которое можно определенно сказать истинно оно или ложно (истина (логическая 1), ложь (логический 0)).

Дедуктивное умозаключение

Дедуктивное умозаключение Деду́кция (лат. deductio — выведение) — метод мышления, следствием которого является логический вывод, в котором частное заключение выводится из общего. Цепь умозаключений (рассуждений), где звенья (высказывания) связаны между собой логическими выводами.

ПРОГРАММА

Компиля́ция

Трансляция программы, составленной на исходном языке высокого уровня, в эквивалентную программу на низкоуровневом языке близком машинному коду.

Отладка

 этап разработки компьютерной программы, на котором обнаруживают, локализуют и устраняют ошибки.

СВОЙСТВА АЛГОРИТМОВ

Дискре́тность

Дискре́тность (от лат. discretus — разделённый, прерывистый) — свойство, противопоставляемое непрерывности, прерывность.

СРЕДА ПРОГРАММИРОВАНИЯ

Ассемблер

Транслятор исходного текста программы, написанной на языке ассемблера, в программу на машинном языке.

Отла́дчик

Компьютерная программа, предназначенная для поиска ошибок в других программах, ядрах операционных систем, SQL-запросах и других видах кода.


Трансля́тор

Трансля́тор — программа или техническое средство, выполняющее трансляцию программы[1][2].



СТРУКТУРЫ АЛГОРИТМОВ

Вложеный цикл

ЭЛЕМЕНТЫ ЯЗЫКА ПРОГРАММИРОВАНИЯ

выражение

Логическое выражение в программировании — конструкция языка программирования, результатом вычисления которой является «истина» или «ложь».

Конста́нта

Некоторая величина, не изменяющая своё значение в рамках рассматриваемого процесса.

Оператор

 наименьшая автономная часть языка программирования; команда;

ЯЗЫКИ ПРОГРАММИРОВАНИЯ

Active Oberon

Active Oberon — типобезопасный модульный объектно-ориентированный многопоточный язык программирования общего назначения, разработанный в 1996 — 1997 гг. группой проф. Гуткнехта[de] в Швейцарской высшей технической школе Цюриха (ETHZ) с целью введения в язык Оберон свойств для выражения параллелизма посредством активных объектов[2

C++

C++ — компилируемыйстатически типизированный язык программирования общего назначения.

Поддерживает такие парадигмы программирования, как процедурное программирование, объектно-ориентированное программирование, обобщённое программирование, обеспечивает модульность, раздельную компиляцию, обработку исключений, абстракцию данных, объявление типов (классов) объектов, виртуальные функции. Стандартная библиотека включает, в том числе, общеупотребительные контейнеры и алгоритмы. C++ сочетает свойства как высокоуровневых, так и низкоуровневых языков.[1][2] В сравнении с его предшественником — языком C, — наибольшее внимание уделено поддержкеобъектно-ориентированного и обобщённого программирования.[2]



HTML

HTML (от англ. HyperText Markup Language — «язык гипертекстовой разметки») — стандартизированный язык разметки документов во Всемирной паутине. Большинство веб-страниц содержат описание разметки на языке HTML (или XHTML). Язык HTML интерпретируется браузерами; полученный в результате интерпретации форматированный текст отображается на экране монитора компьютера или мобильного устройства.

Java

 — строго типизированный объектно-ориентированный язык программирования, разработанный компанией Sun Microsystems

Lisp

Лисп (LISP, от англ. LISt Processing language — «язык обработки списков»; современное написание: Lisp) — семейство языков программированияпрограммы и данные в которых представляются системамилинейных списков символов. Создатель Лиспа Джон Маккарти занимался исследованиями в области искусственного интеллекта (в дальнейшем ИИ) и созданный им язык по сию пору является одним из основных средств моделирования различных аспектов ИИ.

Это один из старейших (наряду с Фортраном и Коболом) используемых по сей день высокоуровневых языков программирования[1], а также первый из сохранившихся в использовании языков, использующих автоматическое управление памятью и сборку мусора[2].

Традиционный Лисп имеет динамическую систему типов. Язык является функциональным, но начиная уже с ранних версий обладает также чертами императивности, к тому же, имея полноценные средствасимвольной обработки, позволяет реализовать объектно-ориентированность; примером такой реализации является платформа CLOS.

Является языком системного программирования для так называемых лисп-машин, производившихся в 1980-е годы, например, фирмой Symbolics[en].

Наряду с языком Ада, Лисп прошёл процесс фундаментальной стандартизации для использования в военном деле и промышленности, в результате чего появился стандарт Common Lisp. Его реализации существуют для большинства платформ.


Object Pascal

Object Pascal (с англ. — «Объектный Паскаль») — язык программирования, разработанный в фирме Apple Computer в 1986 годугруппой Ларри Теслера, который консультировался с Никлаусом Виртом. Произошёл от более ранней объектно-ориентированной версии Паскаль[2], называвшейся Clascal, который был доступен на компьютере Apple Lisa.

PHP

PHP – это широко используемый язык сценариев общего назначения с открытым исходным кодом. Говоря проще, PHP это язык программирования, специально разработанный для написания web-приложений (сценариев), исполняющихся на Web-сервере. Аббревиатура PHP означает “Hypertext Preprocessor (Препроцессор Гипертекста)".

Ада

Язык Ада создан в основном в 1975 - 1980 годах в результате грандиозного проекта, предпринятого Министерством Обороны США с целью разработать единый язык программирования для так называемых встроенных систем (т. е. систем управления автоматизированными комплексами, работающими в реальном времени). Имелись в виду прежде всего бортовые системы управления военными объектами (кораблями, самолетами, танками, ракетами, снарядами и т. п.). Поэтому решения, принятые авторами Ады не следует считать универсальными. Их нужно воспринимать в контексте особенностей выбранной предметной области. Язык Ада возник в результате международного конкурса языковых проектов проходящего в 1978-1979 годах. Участники должны были удовлетворить довольно жестким, детально разработанным под эгидой Министерства Обороны США требованиям. Интересно, что все языки, дошедшие до последних туров этого конкурса, были основаны на Паскале. В этой связи Аду можно предварительно охарактеризовать как Паскаль, развитый с учетом перечисленных выше пяти основных требований. При этом авторы пошли в основном по пути расширения Паскаля новыми элементами. В результате получился существенно более сложный язык.

Паскаль

Паскаль (англ. Pascal) — один из наиболее известных языков программирования[5], используется для обучения программированию в старших классах и на первых курсах вузов, является базой для ряда других языков.

Язык Паскаля

Язык Паскаль был создан Никлаусом Виртом в 1968—1969 годах после его участия в работе комитета разработки стандарта языка Алгол. Язык назван в честь французского математика, физика, литератора и философа Блеза Паскаля, который создал первую в мире механическую машину, складывающую два числа.

Последующая работа Вирта была направлена на создание на основе Паскаля языка системного программирования, с сохранением возможности вести на его базе систематический, целостный курс обучения профессиональному программированию. Результат этой работы — язык Модула-2.



Page:  1  2  3  4  5  (Next)
ALL