Словарь терминов




Перегляд глосарію, використовуючи цей індекс.

Спеціальні | А | Б | В | Г | Ґ | Д | Е | Є | Ж | З | И | І | Ї | Й | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Ф | Х | Ц | Ч | Ш | Щ | Ь | Ю | Я | ВСЕ

Веб-сторінка:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  (Наступна)
ВСЕ

A

Active Oberon

Active Oberon — типобезопасный модульный объектно-ориентированный многопоточный язык программирования общего назначения, разработанный в 1996 — 1997 гг. группой проф. Гуткнехта[de] в Швейцарской высшей технической школе Цюриха (ETHZ) с целью введения в язык Оберон свойств для выражения параллелизма посредством активных объектов[2

C

C++

C++ — компилируемыйстатически типизированный язык программирования общего назначения.

Поддерживает такие парадигмы программирования, как процедурное программирование, объектно-ориентированное программирование, обобщённое программирование, обеспечивает модульность, раздельную компиляцию, обработку исключений, абстракцию данных, объявление типов (классов) объектов, виртуальные функции. Стандартная библиотека включает, в том числе, общеупотребительные контейнеры и алгоритмы. C++ сочетает свойства как высокоуровневых, так и низкоуровневых языков.[1][2] В сравнении с его предшественником — языком C, — наибольшее внимание уделено поддержкеобъектно-ориентированного и обобщённого программирования.[2]



H

HTML

HTML (от англ. HyperText Markup Language — «язык гипертекстовой разметки») — стандартизированный язык разметки документов во Всемирной паутине. Большинство веб-страниц содержат описание разметки на языке HTML (или XHTML). Язык HTML интерпретируется браузерами; полученный в результате интерпретации форматированный текст отображается на экране монитора компьютера или мобильного устройства.

J

Java

 — строго типизированный объектно-ориентированный язык программирования, разработанный компанией Sun Microsystems

L

Lisp

Лисп (LISP, от англ. LISt Processing language — «язык обработки списков»; современное написание: Lisp) — семейство языков программированияпрограммы и данные в которых представляются системамилинейных списков символов. Создатель Лиспа Джон Маккарти занимался исследованиями в области искусственного интеллекта (в дальнейшем ИИ) и созданный им язык по сию пору является одним из основных средств моделирования различных аспектов ИИ.

Это один из старейших (наряду с Фортраном и Коболом) используемых по сей день высокоуровневых языков программирования[1], а также первый из сохранившихся в использовании языков, использующих автоматическое управление памятью и сборку мусора[2].

Традиционный Лисп имеет динамическую систему типов. Язык является функциональным, но начиная уже с ранних версий обладает также чертами императивности, к тому же, имея полноценные средствасимвольной обработки, позволяет реализовать объектно-ориентированность; примером такой реализации является платформа CLOS.

Является языком системного программирования для так называемых лисп-машин, производившихся в 1980-е годы, например, фирмой Symbolics[en].

Наряду с языком Ада, Лисп прошёл процесс фундаментальной стандартизации для использования в военном деле и промышленности, в результате чего появился стандарт Common Lisp. Его реализации существуют для большинства платформ.


O

Object Pascal

Object Pascal (с англ. — «Объектный Паскаль») — язык программирования, разработанный в фирме Apple Computer в 1986 годугруппой Ларри Теслера, который консультировался с Никлаусом Виртом. Произошёл от более ранней объектно-ориентированной версии Паскаль[2], называвшейся Clascal, который был доступен на компьютере Apple Lisa.

P

PHP

PHP – это широко используемый язык сценариев общего назначения с открытым исходным кодом. Говоря проще, PHP это язык программирования, специально разработанный для написания web-приложений (сценариев), исполняющихся на Web-сервере. Аббревиатура PHP означает “Hypertext Preprocessor (Препроцессор Гипертекста)".

А

А.А Марков

В конструктивную математическую логику А. А. Марков вводит понятие «разрешимое высказывание» и связанное с ним понятие «прямое отрицание». В логике А. А. Маркова имеется и другой вид отрицания — усиленное отрицание, относящееся к так называемым полуразрешимым высказываниям.

Кроме материальной и усиленной импликации, при установ­лении истинности которых приходится заботиться об истинности посылки и заключения, А. А. Марков вводит дедуктивную имп­ликацию, определяемую по другому принципу. Дедуктивная имп­ликация «если А, то В»выражает возможность выведения В из А по фиксированным правилам, каждое из которых в применении к верным формулам даст верные формулы. Всякое высказывание, выводимое из истинного высказывания, будет истинным.

Через дедуктивную импликацию А. А. Марков определяет редукционное отрицание (reductio ad absurdum). Редукционное отрицание высказывания А (сформулированного на данном язы­ке) понимается как дедуктивная импликация «если А, то Л», где через Л обозначен абсурд. Это определение отрицания соответ­ствует обычной практике рассуждений математика: математик отрицает ту посылку, из которой вытекает абсурд. Для установ­ления истинности редукционного отрицания высказывания не требуется вникать в смысл этого высказывания. Высказывание, для которого установлена истинность редукционного отрицания, не может быть истинным.

hello_html_m3e129a77.jpg


Абстракция данных

это придание объекту характеристик, которые чётко определяют его концептуальные границы, отличая от всех других объектов.

Ада

Язык Ада создан в основном в 1975 - 1980 годах в результате грандиозного проекта, предпринятого Министерством Обороны США с целью разработать единый язык программирования для так называемых встроенных систем (т. е. систем управления автоматизированными комплексами, работающими в реальном времени). Имелись в виду прежде всего бортовые системы управления военными объектами (кораблями, самолетами, танками, ракетами, снарядами и т. п.). Поэтому решения, принятые авторами Ады не следует считать универсальными. Их нужно воспринимать в контексте особенностей выбранной предметной области. Язык Ада возник в результате международного конкурса языковых проектов проходящего в 1978-1979 годах. Участники должны были удовлетворить довольно жестким, детально разработанным под эгидой Министерства Обороны США требованиям. Интересно, что все языки, дошедшие до последних туров этого конкурса, были основаны на Паскале. В этой связи Аду можно предварительно охарактеризовать как Паскаль, развитый с учетом перечисленных выше пяти основных требований. При этом авторы пошли в основном по пути расширения Паскаля новыми элементами. В результате получился существенно более сложный язык.

Алгоритм

Заранее заданное понятное и точное пpедписание возможному исполнителю совеpшить определенную последовательность действий для получения решения задачи за конечное число шагов. (порядок действий, понятных исполнителю, и приводящих к конкретному результату.)

Алгоритм

набор инструкций,(Понятных исполнителю) описывающих порядок действий исполнителя для достижения некоторого результата.

Аристо́тель

Аристо́тель (др.-греч. Ἀριστοτέλης384 до н. э.СтагираФракия — 322 до н. э.Халкида, остров Эвбея) — древнегреческий философ. Ученик Платона. С 343 до н. э. — воспитатель Александра Македонского[1]. В 335/4 г. до н. э.[2] основал Ликей (др.-греч.Λύκειον Лицей, или перипатетическую школу). Натуралист классического периода. Наиболее влиятельный из философов древности; основоположник формальной логики. Создал понятийный аппарат, который до сих пор пронизывает философский лексикон и стиль научного мышления.

Аристотель был первым мыслителем, создавшим всестороннюю систему философии, охватившую все сферы человеческого развития: социологиюфилософиюполитикулогикуфизику. Его взгляды на онтологию имели серьёзное влияние на последующее развитие человеческой мысли. Метафизическое учение Аристотеля было принято Фомой Аквинским и развито схоластическим методом. Карл Маркс называл Аристотеля величайшим мыслителем древности[3].

Aristotle Altemps Inv8575.jpg


Ассемблер

Транслятор исходного текста программы, написанной на языке ассемблера, в программу на машинном языке.

В

Визуальное программирование

Визуальное программирование — способ создания программы для ЭВМ путём манипулирования графическими объектами вместо написания её текста.

Вложеный цикл

выражение

Логическое выражение в программировании — конструкция языка программирования, результатом вычисления которой является «истина» или «ложь».

Высказывание

Высказывание - это повествовательное предложение, про которое можно определенно сказать истинно оно или ложно (истина (логическая 1), ложь (логический 0)).

Г

Го́тфрид Ви́льгельм Ле́йбниц

Го́тфрид Ви́льгельм Ле́йбниц 

саксонский философлогик,математикмеханикфизикюристисторикдипломатизобретатель и языковедОснователь и первый президент Берлинской Академии наук, иностранный член Французской Академии наук[13].

Важнейшие научные достижения:

Лейбниц также является завершителем философии XVII века и предшественником немецкой классической философии, создателем философской системы, получившей название монадология[16]. Он развил учение об анализе и синтезе[5][17], впервые сформулировал закон достаточного основания (которому, однако, придавал не только логический (относящийся к мышлению), но и онтологический (относящийся к бытию) смысл: «… ни одно явление не может оказаться истинным или действительным, ни одно утверждение справедливым, — без достаточного основания, почему именно дело обстоит так, а не иначе…»)[16][18]; Лейбниц является также автором современной формулировки закона тождества[5][8][17]; он ввёл 

термин «модель»[5], писал о возможности машинного моделирования функций человеческого мозга[19]. Лейбниц высказал идею о превращении одних видов энергии в другие[5], сформулировал один из важнейших вариационных принципов физики — «принцип наименьшего действия» — и сделал ряд открытий в специальных разделах физики[5][8].

Он первым обратился к вопросу о возникновении российской правящей династии[20], первым в немецкой историографии обратил внимание на взаимосвязь лингвистических проблем с генеалогией[20], создал теорию исторического происхождения языков и дал их генеалогическую классификацию, явился одним из создателей немецкого философского и научного лексикона[5][8].

Лейбниц также ввёл идею целостности органических систем, принцип несводимости органического к механическому и высказал мысль об эволюции Земли[5].

Gottfried Wilhelm von Leibniz.jpg

Д

Давид Гильберт

Дави́д Ги́льберт (нем. David Hilbert23 янв

аря 1862 — 14 февраля 1943) — немецкий математик-универсал, внёс значительный вклад в развитие многих областей математики. В 1910—1920-е годы (после смерти Анри Пуанкаре) был признанным мировым лидером математиков. Гильберт разработал широкий спектр фундаментальных идей во многих областях математики, в том числе теорию инвариантов и аксиоматику евклидовой геометрии. Он сформулировал теорию гильбертовых пространств, одну из основ современного функционального анализа[4].


Дедуктивное умозаключение

Дедуктивное умозаключение Деду́кция (лат. deductio — выведение) — метод мышления, следствием которого является логический вывод, в котором частное заключение выводится из общего. Цепь умозаключений (рассуждений), где звенья (высказывания) связаны между собой логическими выводами.

Декларати́вное программи́рование

Декларати́вное программи́рование — это парадигма программирования, в которой задаётся спецификация решения задачи, то есть описывается, что представляет собой проблема и ожидаемый результат

Джордж Буль

Английский математик и логик. Профессор математики Королевского колледжа Корка с 1849 года. Один из основателей математической логики. Буль был, вероятно, первым после Джона Валлиса математиком, обратившимся к логической проблематике. Буль не считал логику разделом математики, но находил глубокую аналогию между символическим методом алгебры и символическим методом представления логических форм и силлогизмов.На математические темы Булем в течение жизни были созданы два систематических трактата: «Трактат о дифференциальных уравнениях» (1859; второе издание не завершено, материалы к нему опубликованы посмертно в 1865) и задуманный как его продолжение «Трактат о конечных разностях» (1860). Эти труды внесли важный вклад в соответствующие разделы математики и в то же время продемонстрировали глубокое понимание Булем философии своего предмета.

George Boole.jpg

Дизъю́нкция

Дизъю́нкция (лат. disjunctio — разобщение), логи́ческое сложе́ние, логи́ческое ИЛИ, включа́ющее ИЛИ; иногда просто ИЛИ — логическая операция, по своему применению максимально приближённая к союзу «или» в смысле «или то, или это, или оба сразу»

{\displaystyle a\lor b,\;a} || b,a{\displaystyle b,\;a}{\displaystyle b,\;a} | b,a ORb{\displaystyle b,\;a~{\mbox{OR}}\,\,b}{\displaystyle b,\;a~{\mbox{OR}}\,\,b},max(a,b).{\displaystyle ,\;\max(a,b).}{\displaystyle ,\;\max(a,b).}

Дискре́тность

Дискре́тность (от лат. discretus — разделённый, прерывистый) — свойство, противопоставляемое непрерывности, прерывность.

Дистрибутивный (распределительный) закон

Закон, выражающий дистрибутивность (распределительность) одной данной логической или математической операции относительно другой данной операции. Примером этого закона может служить закон обычной арифметики: а (b + с) = аb + ас, выражающий распределительность умножения относительно сложения.

Формула закона:

.

.



З

Загрузчик

Загрузчик программ — программа, отвечающая за загрузку исполнимых файлов и запуск соответствующих новых процессов.

Закон двойного отрицания

положенный в основу классической логики принцип, согласно которому «если неверно, что неверно А, то А верно». Закон двойного отрицания называется также законом снятия двойного отрицания. В формализованном языке логики высказываний закон двойного отрицания выражается формулой

¬(¬A)→A{\displaystyle \neg (\neg A)\rightarrow A}\neg (\neg A)\rightarrow A

Закон Идемпотентности

идемпотентности закон (от лат. idempotens - сохраняющий ту же степень) логический закон, позволяющий исключить повторение одного и того же высказывания. Его формулировка: повторение высказывания через "и" и "или" равносильно самому высказыванию. Напр., "Марс - планета и Марс - планета" есть то же самое, что "Марс - планета"; "Солнце - звезда или Солнце - звезда" то же самое, что "Солнце - звезда".

Закон исключённого третьего

Закон исключённого третьего (лат. tertium non datur, то есть «третьего не дано») — закон классической логики, состоящий в том, что из двух высказываний — «А» или «не А» — одно обязательно является истинным, то есть два суждения, одно из которых формулирует отрицание другого, не могут быть одновременно ложными. Закон исключённого третьего является одним из основополагающих принципов «классической математики».

a^{b}=\left({\sqrt  {2}}^{{{\sqrt  {2}}}}\right)^{{{\sqrt  {2}}}}={\sqrt  {2}}^{{\left({\sqrt  {2}}\cdot {\sqrt  {2}}\right)}}={\sqrt  {2}}^{2}=2,

Закон контрапозиции

Зако́н контрапози́ции — закон классической логики, утверждающий, что в том случае, если некая посылка A влечёт некое следствие B, то отрицание этого следствия (то есть «не B») влечёт отрицание этой посылки (то есть «не A»).

Как и всякое общезначимое импликативное утверждение, может служить также и правилом вывода.

В виде формулы алгебры высказываний закон контрапозиции имеет вид

( A \to B ) \to ( \neg B \to \neg A )

 Также являются тавтологиями следующие похожие формулы: {\displaystyle (\neg B\to \neg A)\to (A\to B)}(\neg B\to\neg A)\to(A\to B){\displaystyle (A\to B)\leftrightarrow (\neg B\to \neg A)}( A \to B )\leftrightarrow ( \neg B \to \neg A ). При подстановке вместо {\displaystyle A,B}A,B произвольных формул также получаются тавтологии.

Закон контрапозиции доказуем в исчислении высказываний, но при этом формула {\displaystyle (\neg p\to \neg q)\to (q\to p)}( \neg p \to \neg q ) \to ( q \to p ) невыводима в интуиционистском исчислении высказываний, где pq - пропозициональные переменные.


Закон непротиворечия

Закон непротиворечия  — закон логики, который гласит, что два несовместимых (противоречащих) суждения не могут быть одновременно истинными. По крайней мере, одно из них ложно[1].

Математическая запись:

{\displaystyle P\wedge \neg P=0,}P\wedge \neg P=0,

где:



Закон общей инверсии(законы де Моргана)

  1. Закон двойного отрицания (двойное отрицание исключает отрицание):

    А = image_dv.gif.

Переместительный (коммутативный) закон:
  • для логического сложения: А Ú B = Ú A;

  • для логического умножения: A & B = B & A.

Результат операции над высказываниями не зависит от того, в каком порядке берутся эти высказывания.

Сочетательный (ассоциативный) закон:
  • для логического сложения: (А Ú B) Ú C = Ú (B Ú C);

  • для логического умножения: (A & B) & C = A & (B & C).

При одинаковых знаках скобки можно ставить произвольно или вообще опускать.

Распределительный (дистрибутивный) закон:
  • для логического сложения: (А Ú B) & C = (A & C) Ú (B & C);

  • для логического умножения: (A & B) Ú C = (A Ú C) & (B Ú C).

Закон определяет правило выноса общего высказывания за скобку.

Закон общей инверсии (законы де Моргана):
  • для логического сложения:im02.gif = im03.gif &im04.gif;

  • для логического умножения: im05.gif=  im03.gif Ú im04.gif

Закон идемпотентности (от латинских слов idem — тот же самый и potens — сильный; дословно — равносильный):
  • для логического сложения: А Ú A = A;

  • для логического умножения: A & A = A .

Закон означает отсутствие показателей степени.

Законы исключения констант:
  • для логического сложения: А Ú 1 = 1А Ú 0 = A;

  • для логического умножения: A & 1 = A, A & 0 = 0.

Закон противоречия:
  • A & im03.gif = 0.

Невозможно, чтобы противоречащие высказывания были одновременно истинными.

Закон исключения третьего:
  • Ú im03.gif = 1.

Из двух противоречащих высказываний об одном и том же предмете одно всегда истинно, а второе — ложно, третьего не дано.

Закон поглощения:
  • для логического сложения: А Ú (A & B) = A;

  • для логического умножения: A & (A Ú B) = A.

Знание законов логики позволяет проверять правильность рассуждений и доказательств. Основываясь на законах, можно выполнять упрощение сложных логических выражений. Такой процесс замены сложной логической функции более простой, но равносильной ей, называется минимизацией функции.

Некоторые преобразования логических формул похожи на преобразования формул в обычной алгебре (вынесение общего множителя за скобки, использование переместительного и сочетательного законов и т.п.), другие - основаны на свойствах, которыми не обладают операции обычной алгебры (использование распределительного закона для конъюнкции, законов поглощения, склеивания, де Моргана и др.).

Нарушения законов логики приводят к логическим ошибкам и вытекающим из них противоречиям.

Упрощение формул.

Пример 1. Упростить формулу (А Ú В) & (А Ú С).

Решение:

Раскроем скобки: (А Ú В) & (А Ú С) = A & A Ú A & C Ú B & A Ú B & C;

По закону идемпотентности A & A =A, следовательно, 
A & A Ú A & C Ú B & A Ú B & C = A Ú A & C Ú B & A Ú B & C;

В высказываниях А и А & C вынесем за скобки А и используя свойство А + 1= 1, получим 
Ú A & C Ú B & A Ú B & C = A & (1 Ú C) Ú B & A Ú B & C = A Ú B & A Ú B & C;

Аналогично предыдущему пункту вынесем за скобки высказывание А
Ú B & A Ú B & C = A & (1 Ú B) Ú B & C = A Ú B & C.

Таким образом, мы доказали закон дистрибутивности.

Всякую формулу можно преобразовать так, что в ней не будет отрицаний сложных высказываний - все отрицания будут применяться только к простым высказываниям.

Пример 2. Упростить выражения fim01.gif так, чтобы в полученных формулах не содержалось отрицания сложных высказываний.

Решение: 
fim04.gif 


Зарезерви́рованное сло́во

.Зарезерви́рованное сло́во (или ключево́е сло́во) — в языках программирования слово, имеющее специальное значение. Идентификаторы с такими именами запрещены. В лексическом анализе зарезервированное слово фигурирует как одна лексема особого типа.

зарезервированые слова

представляют собой предопределенные имена, поэтому их нельзя использовать в качестве идентификаторов. Эти слова распознаются компиляторами без их описания в тексте программы.

И

Идентификаторы

Идентификаторы – это имена различных программных объектов (имена переменных, констант, функций и т.д.).

Индуктивное умозаключение

Индуктивное умозаключение В индукции из нескольких частных случаев выводится общее правило, рассуждение идёт от частного к общему, от меньшего к большему, знание расширяется, в силу чего индуктивные выводы, как правило, вероятностны. Индукция бывает полной и неполной.

Инкапсуляция

Обеспечение доступности главного, выделение основного содержания путём помещения всего мешающего, второстепенного в некую условную капсулу

Интегри́рованная среда́ разрабо́тки

Интегри́рованная среда́ разрабо́тки- ИСP/IDE (англ. Integrated development environment) — комплекс программных средств, используемый программистами для разработки программного обеспечения (ПО).

Интерпретатор

программа выполняющая интерпретацию

Исполнитель алгоритма

Человек или автомат (в частности, процессор компьютера), умеющий выполнять определённый набор действий. Исполнителя хаpактеpизуют сpеда, элементаpные действия, система команд, отказы.

Исполнитель алгоритма

Исполнитель алгоритма — это некоторая абстрактная или реальная (техническая, биологическая или биотехническая) система, способная выполнить действия, предписываемые алгоритмом.

Исходный модуль

исходный модуль
  1. это текстовый файл части программы, написанный на каком-либо языке программирования. Исходный модуль обычно оформляется специальным образом для того, чтобы он мог быть оттранслирован (в объектный модуль).

Итерация

организация обработки данных, при которой действия повторяются многократно, не приводя при этом к вызовам самих себя (в отличие от рекурсии).

Итеррационный цикл

Особенностью итерационного цикла является то, что число повторений операторов тела цикла заранее неизвестно. Для его организации используется цикл типа пока . Выход из итерационного цикла осуществляется в случае выполнения заданного условия.

К

Класс

 это элемент ПО, описывающий абстрактный тип данных и его частичную или полную реализацию. 

Клод Шеннон

Клод Э́лвуд Ше́ннон (30 апреля 1916МичиганСША — 24 февраля 2001МедфордМассачусетсСША) — американский инженер и математик, его работы являются синтезом математических идей с конкретным анализом чрезвычайно сложных проблем их технической реализации.

Является основателем теории информации, нашедшей применение в современных высокотехнологических системах связи. Шеннон внес огромный вклад в теорию вероятностных схем, теорию автоматов и теорию систем управления — области наук, входящие в понятие «кибернетика». В 1948 году предложил использовать слово «бит» для обозначения наименьшей единицы информации (в статье «Математическая теория связи»).

Среди изобретений Клода Шеннона есть устройство, собирающее кубик Рубика , мини компьютер для настольной игры Гекс (он всегда побеждал). Шеннон был обладателем отменного чувства юмора — тому подтверждение созданная им Абсолютная Машина .

Вклад Клода Шеннона в науку и его результаты, без которых не было бы ни компьютеров, ни интернета и цифрового пространства, сложно переоценить. Современники сравнивали ученого с Исааком Ньютоном — как говорится, комментарии излишни.


Компилятор

 Программа или техническое средство, выполняющее компиляцию

Компиля́ция

Трансляция программы, составленной на исходном языке высокого уровня, в эквивалентную программу на низкоуровневом языке близком машинному коду.

компоновка

Компоновка — сборка исполнимого модуля из одного или нескольких объектных модулей

Компьютер

Компью́тер — устройство или система, способное выполнять заданную чётко определённую изменяемую последовательность операций.

Компью́терная програ́мма

Компью́терная програ́мма — последовательность инструкций, определяющих процедуру решения конкретной задачи компьютером (вычислительной машиной).Программы необходимы для работы компьютера, обычно состоящей в исполнении инструкций программы в центральном процессоре.

конечность

алгоритм должен приводить к решению задачи за конечное число шагов.

Конста́нта

Некоторая величина, не изменяющая своё значение в рамках рассматриваемого процесса.

Л

Лексема

Последовательность допустимых символов языка программирования, имеющая смысл для транслятора.

Логическая равнозначность или эквивалентность

Эквивалентность - это сложное логическое выражение, которое является истинным тогда и только тогда, когда оба простых логических выражения имеют одинаковую истинность.

Таблица истинности для эквивалентности

Картинки по запросу Таблица истинности эквивалентность

Логическая схема

электрическая цепь проводников, состоящая из модулей (например, усилителей) и других компонентов (транзисторов, диодов, резисторов и конденсаторов), используемая для распределения и обработки электронных сигналов (например, напряжения) в соответствии с правилами символической логики и БУЛЕВОЙ АЛГЕБРЫ. В вычислительной и формальной математике логическая схема - это цепь связанных логических решений и операций, называемых ЛОГИЧЕСКИМИ ЭЛЕМЕНТАМИ.

Логическая формула

С помощью логических переменных и символов логических операций любое высказывание можно формализовать, то есть заменить логической формулой. Определение логической формулы: Всякая логическаяпеременная и символы "истина" ("1") и "ложь" ("0") — формулы.

Логические операции

В логике логи́ческими опера́циями называют действия, вследствие которых порождаются готовые понятия, с использованием уже существующих

Логические связи

Логические связи-это отрицание (изображается знаком ¬), конъюнкция (знак ), дизъюнкция (знак v), импликация (знак ) и эквивалентность (знак ). Высказывание ¬A (читается «не A») означает, что высказывание A ложно.

Логи́ческое программи́рование

Парадигма программирования, основанная на автоматическом доказательстве теорем, а также раздел дискретной математики, изучающий принципы логического вывода информации на основе заданных фактов и правил вывода.

М

Массовость

 означает, что алгоpитм pешения задачи pазpабатывается в общем виде, т.е. он должен быть пpименим для некотоpого класса задач, pазличающихся лишь исходными данными. Пpи этом исходные данные могут выбиpаться из некотоpой области, котоpая называется областью пpименимости алгоpитма

Математи́ческая ло́гика

Математи́ческая ло́гика (теоретическая логика, символическая логика) — раздел математики, изучающий математические обозначения, формальные системы, доказуемость математических суждений, природу математического доказательства в целом, вычислимость и прочие аспекты оснований математики.

Математи́ческая моде́ль

Математи́ческая моде́ль — математическое представление реальности[1], один из вариантов модели, как системы, исследование которой позволяет получать информацию о некоторой другой системе.

Процесс построения и изучения математических моделей называется математическим моделированием.

Все естественные и общественные науки, использующие математический аппарат, по сути, занимаются математическим моделированием: заменяют объект исследования его математической моделью и затем изучают последнюю. Связь математической модели с реальностью осуществляется с помощью цепочки гипотезидеализаций и упрощений. С помощью математических методов описывается, как правило, идеальный объект, построенный на этапе содержательного моделирования[⇨].


Метод

Ме́тод в объектно-ориентированном программировании — это функция или процедура, принадлежащая какому-то классу или объекту.

Как и процедура в процедурном программировании, метод состоит из некоторого количества операторов для выполнения какого-то действия и имеет набор входных аргументов.


Муха́ммед аль-Хорезми́

 Муха́ммед аль-Хорезми́  — один из крупнейших средневековых персидских[6][7][8] учёных IX века, математик,астрономгеограф и историк.

Н

Наследование

Наследование (англ. inheritance) — концепция объектно-ориентированного программирования, согласно которой абстрактный тип данных можетнаследовать данные и функциональность некоторого существующего типа, способствуя повторному использованию компонентов программного обеспечения.

О

Обработчик событий

Обработчик событий — это метод, связанный с событием. При возникновении событиявыполняется код внутри обработчика событий. В каждом обработчике событий существует два параметра, которые позволяют правильно обработать событие. В следующем примере показан обработчик события Click для элемента управления Button.

Объект

Объект (программирование) У этого термина существуют и другие значения, см. Объект (значения). Объе́кт в программировании — некоторая сущность в виртуальном пространстве, обладающая определённым состоянием и поведением, имеющая заданные значения свойств (атрибутов) и операций над ними (методов).

Объектно-ориентированное программирование

  1. методологияпрограммирования, основанная на представлении программы в виде совокупности объектов, каждый из которых является экземпляром определенного класса, а классы образуют иерархию наследования.

Обьектный модуль

файл с промежуточным представлением отдельного модуля программы, полученный в результате обработки исходного кода компилятором. Объектный файл содержит в себе особым образом подготовленный код (часто называемый двоичным или бинарным), который может быть объединён с другими объектными файлами при помощи редактора связей (компоновщика) для получения готового исполнимого модуля, либо библиотеки.

Операнд

Опера́нд (англ. operand) в языках программирования ― аргумент операции; данные, которые обрабатываются командой; грамматическая конструкция, обозначающая выражение, задающее значение аргумента операции. Иногдаоперандом называют место, позицию в тексте, где должен стоять аргумент операции.

Оператор

 наименьшая автономная часть языка программирования; команда;

Определённость

каждое правило алгоритма должно быть четким, однозначным. Благодаря этому свойству выполнение алгоритма носит механический характер и не требует никаких дополнительных указаний или сведений о решаемой задаче.

Отладка

 этап разработки компьютерной программы, на котором обнаруживают, локализуют и устраняют ошибки.

Отла́дчик

Компьютерная программа, предназначенная для поиска ошибок в других программах, ядрах операционных систем, SQL-запросах и других видах кода.


П

Паскаль

Паскаль (англ. Pascal) — один из наиболее известных языков программирования[5], используется для обучения программированию в старших классах и на первых курсах вузов, является базой для ряда других языков.

Переменная

Символ, обозначающий какое-то число в алгебраическом выражении.

Поколения языков программирования

 К первому поколению-  относят машинные языки — языки программирования на уровне команд процессора конкретной машины.

Языки второго поколения (2GL) создавались для того, чтобы облегчить тяжёлую работу по программированию, перейдя в выражениях языка от низкоуровневых машинных понятий ближе к тому как обычно мыслит программист. 

Под третьим поколением (3GL) первоначально понимались все языки более высокого уровня, чем ассемблер. Главной отличительной чертой языков третьего поколения стала независимость от аппаратного обеспечения, то есть выражение алгоритма в форме, не зависящей от конкретных характеристик машины, на которой он будет исполняться. 

 Языки программирования четвёртого поколения (4GL) лучше представлять как среды разработки четвёртого поколения. Они относятся к временному периоду с 1970-х по начало 1990-х.

Языки этого поколения предназначены для реализации крупных проектов, повышают их надежность и скорость создания, ориентированы на специализированные области применения, и используют не универсальные, а проблемно-ориентированные языки, оперирующие конкретными понятиями узкой предметной области.

Рождение языков пятого поколения произошло в середине 90-х годов. К ним относятся также системы автоматического создания прикладных программ с помощью визуальных средств разработки, без знания программирования

полиморфизм

это способность обьекта использовать методы производного класса, который не существует на момент создания базового.

Поня́тие

Поня́тие — отображённое в мышлении единство существенных свойств, связей и отношений предметов или явлений; мысль или система мыслей, выделяющая и обобщающая предметы некоторого класса по общим и в своей совокупности специфическим для них признакам[источник?]. Понятие в его отвлеченности противостоит конкретности восприятия. Также понятие противостоит слову, которое можно трактовать как знак понятия[1].

Предикат

Предика́т (лат. praedicatum — заявленное, упомянутое, сказанное) — это то, что утверждается о субъекте. Субъектом высказывания называется то, о чём делается утверждение.

Предикат в программировании — функция, принимающая один или более аргументов и возвращающая значения булева типа.


простое логическое выражение

Логическое выражение в программировании — конструкция языка программирования, результатом вычисления которой является «истина» или «ложь».

В большинстве языков программирования низкого и высокого уровня определён набор встроенных операций сравнения позволяющих строить «простые» логические выражения. Самыми распространёнными являются:

ОперацияСиПаскаль
Равно===
Не равно !=<>
Больше>>
Меньше<<
Больше или равно>=>=
Меньше или равно<=<=

Например, логическое выражение «5 > 3» истинно, а «6 != 6» ложно.








Профилирование

Профилирование — сбор характеристик работы программы, таких как время выполнения отдельных фрагментов (обычно подпрограмм), число верно предсказанных условных переходов, число кэш-промахов и т. д. Инструмент, используемый для анализа работы, называют профилировщиком или профайлером (англ. profiler). Обычно выполняется совместно с оптимизацией программы.

Процедурное программирование

Программирование  на императивном языке, при котором последовательно выполняемые операторы можно собрать в подпрограммы, то есть более крупные целостные единицы кода, с помощью механизмов самого языка.

Псевдокод

Псевдоко́д — компактный (зачастую неформальный) язык описания алгоритмов, использующий ключевые слова императивных языков программирования, но опускающий несущественные подробности и специфический синтаксис. Псевдокод обычно опускает детали, несущественные для понимания алгоритма человеком. Такими несущественными деталями могут быть описания переменных, системно-зависимый код и подпрограммы. Главная цель использования псевдокода — обеспечить понимание алгоритма человеком, сделать описание более воспринимаемым, чем исходный код на языке программирования.

Р

Разветвляющаяся алгоритмическая структура (Ветвление)

 это такая форма организации действий, при которой в зависимости от выполнения или невыполнения некоторого условия совершается либо одна, либо другая последовательность действий

Результат

РЕЗУЛЬТАТ — (фр., от лат. resultare отражаться, отзываться). Следствие чего либо, конечный вывод данных, решение, исход, конец

Робот

Ро́бот— автоматическое устройство, созданное по принципу живого организма, предназначенное для осуществления производственных и других операций

С

Семантика

Сема́нтика (от др.-греч. σημαντικός — обозначающий) — раздел лингвистики, изучающий смысловое значение единиц языка

Синтаксис

Синтаксис (значения). Синтаксис языка программирования — набор правил, описывающий комбинации символов алфавита, считающиеся правильно структурированной программой (документом) или её фрагментом. Синтаксисуязыка противопоставляется его семантика.

Система команд исполнителя

Совокупность команд, которые может выполнить исполнитель

Словесный способ записи алгоритмов

Словесный способ записи алгоритмов представляет собой описание последовательных этапов обработки данных. Алгоритм задается в произвольном изложении на естественном языке.

Сложное логическое выражение

Логическое выражение, составленное из одного или нескольких простых (или сложных) логических выражений, связанных с помощью логических операций.

Среда

Это обстановка в которой может работать исполнитель

среда програмирования

это такие программы, в которых программисты реализовывают свои коды с целью создания какого-то отдельного модуля или приложения.

Т

Таблица истинности

  1. Таблица истинности — это таблица, описывающая логическую функцию.

    Под «логической функцией» в данном случае понимается функция, у которой значения переменных (параметров функции) и значение самой функции выражают логическую истинность. Например, в двузначной логике они могут принимать значения «истина» либо «ложь» true либо false, 1 либо 0).

    Табличное задание функций встречается не только в логике, но для логических функций таблицы оказались особенно удобными, и с начала XX века за ними закрепилось это специальное название. Особенно часто таблицы истинности применяются в булевой алгебре и в аналогичных системах многозначной логики.

    Таблицы истинности для основных двоичных логических функций

  2. u_b55d5c7b18e4242f63dd80517b9819d3_800.p

  3. Таблицы истинности для некоторых троичных логических функций[править | править вики-текст]

    x210210210
    y222111000
    Минимум210110000


    x210210210
    y222111000
    Максимум Минус.222211210


    x210210210
    y222111000
    Webb(x,y)000022021





Тестирование

это одна из техник контроля качества, включающая в себя активности по планированию работ.

Трансля́тор

Трансля́тор — программа или техническое средство, выполняющее трансляцию программы[1][2].



У

Умозаключение

Интеллектуальный процессрезультатом которого является суждение о каком-лявлении.

УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ


УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ— мыслительный процессв ходе которого из одного или нескольких сужденийназываемых посылкамивыводится новое суждениеназываемое заключениемили следствиемУобычно подразделяют надедуктивные и индуктивные

Ц

Цикл

Приём в программировании, позволяющий многократно повторять одну и ту же последовательность команд (операторов).

Цикл с параметром

 это цикл, в котором тело цикла выполняется заданное количество раз

Цикл с постусловием

Цикл с постусловием — цикл, в котором условие проверяется послевыполнения тела цикла. Отсюда следует, что тело всегда выполняется хотя бы один раз. 

Цикл с предусловием

Цикл с предусловием — цикл, который выполняется, пока истинно некоторое условие, указанное перед его началом. Это условие проверяется до выполнения тела цикла, поэтому тело может быть не выполнено ни разу (если условие с самого начала ложно).

Ш

Шеннон Клод

Клод Э́лвуд Ше́ннон (англ. Claude Elwood Shannon; 30 апреля 1916, Петоцки (англ.), Мичиган, США — 24 февраля 2001, Медфорд, Массачусетс, США) — американский инженер и математик, его работы являются синтезом математических идей с конкретным анализом чрезвычайно сложных проблем их технической реализации.

Является основателем теории информации, нашедшей применение в современных высокотехнологических системах связи. Шеннон внес огромный вклад в теорию вероятностных схем, теорию автоматов и теорию систем управления — области наук, входящие в понятие «кибернетика». В 1948 году предложил использовать слово «бит» для обозначения наименьшей единицы информации (в статье «Математическая теория связи»).

Shannon.jpg

Штрих Ше́ффера

Бинарная логическая операция,  булева функция над двумя переменными. Введена в рассмотрение Генри Шеффером в 1913 г. Штрих Шеффера, обычно обозначаемый |, эквивалентен операции И-НЕ.

eulervennf15.jpg

Таким образом, высказывание X | Y означает, что X и Y несовместны, то есть не являются истинными одновременно. От перемены мест операндов результат операции не изменяется.

Задаётся следующей таблицей истинности:

Штрих Шеффера

Штрих Ше́ффера — бинарная логическая операция, булева функция над двумя переменными. Введена в рассмотрение Генри Шеффером в 1913 г.

Я

Язык Паскаля

Язык Паскаль был создан Никлаусом Виртом в 1968—1969 годах после его участия в работе комитета разработки стандарта языка Алгол. Язык назван в честь французского математика, физика, литератора и философа Блеза Паскаля, который создал первую в мире механическую машину, складывающую два числа.

Последующая работа Вирта была направлена на создание на основе Паскаля языка системного программирования, с сохранением возможности вести на его базе систематический, целостный курс обучения профессиональному программированию. Результат этой работы — язык Модула-2.


Язы́к программи́рования

Язы́к программи́рования — формальная знаковая система, предназначенная для записи компьютерных программ. Язык программирования определяет набор лексических, синтаксических и семантических правил, определяющих внешний вид программы и действия, которые выполнит исполнитель (обычно — ЭВМ) под её управлением.


Веб-сторінка:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  (Наступна)
ВСЕ