Теорема
Теорема Виета. Пусть приведенное
квадратное уравнение вида x2 + bx + c = 0(коэффициент a = 1) имеет
действительные корни x1 и x2. Тогда:
1.
x1 + x2 = −b — сумма корней
равна коэффициенту при переменной x, взятому с противоположным
знаком;
2.
x1 · x2 = c — произведение
корней равно свободному коэффициенту.
Следствие 1
Если в приведенном квадратном уравнении вида x2 + bx + c = 0 коэффициент c > 0,то корни x1 и x2 имеют одинаковый
знак. И наоборот, если коэффициент c < 0, корниx1 и x2 будут разных
знаков.
Следствие 2
Если в том же уравнении x1 + x2 = −b > 0 (т.е. сумма
корней положительна), то возможны 2 варианта: либо оба корня
положительны, либо модуль положительного корня больше модуля
отрицательного.
И наоборот, если x1 + x2 = −b < 0
(т.е. сумма корней отрицательна), то опять же есть
2 варианта: либо все корни отрицательны, либо модуль
положительного корня меньше модуля отрицательного.
Пример
1.
x2 − 13x + 22 = 0.
По теореме Виета имеем:
x1 · x2 = 22 > 0 — корни одного знака, поскольку их произведение
положительно;
x1 + x2 = −(−13) = 13 > 0 — оба корня положительны, поскольку
их сумма положительна;
2.
x2 + 12x + 35 = 0.
По теореме Виета имеем:
x1 · x2 = 35 > 0 — корни одного знака, поскольку их произведение
положительно;
x1 + x2 = − 12 < 0 — оба корня отрицательны, поскольку их сумма
отрицательна;
3.
x2 − 5x − 24 = 0.
По теореме Виета имеем:
x1 · x2 = −24 < 0 — корни разных знаков, поскольку их произведение
отрицательно;
x1 + x2 = −(−5)= 5 > 0 — модуль положительного корня больше
модуля отрицательного, поскольку сумма корней положительна;
4.
x2 + 4x − 5 = 0. По теореме Виета
имеем:
x1 · x2 = −5 < 0 — корни разных знаков, поскольку
их произведение отрицательно;
x1 + x2 = −4 < 0 — отрицательный корень по модулю больше
положительного, поскольку их сумма отрицательна.
Как применять
эти факты на практике? Тем, кто только начинает работать
по теореме Виета, подобная информация окажется бесполезной и даже
избыточной. Но после некоторой практики вы сами начнете замечать,
что эти следствия иногда значительно упрощают жизнь и помогают
еще точнее «угадывать» корни квадратного уравнения.
Задача
Решите квадратные
уравнения:
1.
x2 − 9x + 14 = 0;
2.
x2 + 8x − 15 = 0;
3.
x2 − 3x − 4 = 0;
4.
x2 + 3x + 40 = 0.
Решение
1.
x2 − 9x + 14 = 0 ⇒ по теореме Виета: x1 + x2 =
−(−9) = 9; x1 · x2 = 14. Из второго
следует, что корни одного знака. А поскольку их сумма
положительна, оба корня положительны. Очевидно, это числа
2 и 7;
2.
x2 + 8x + 15 = 0 ⇒ по теореме Виета: x1 + x2 = −8; x1 · x2 = 15. Поскольку
15 > 0, корни снова одного знака. Но поскольку их сумма
отрицательна, то все они отрицательны. Например, это числа
−3 и −5;
3.
x2 − 3x − 4 = 0 ⇒ по теореме Виета: x1 + x2 =
−(−3) = 3; x1 · x2 = −4. Итак,
произведение отрицательно, поэтому корни разных знаков. Но сумма корней
положительна, т.е. модуль положительного корня больше модуля
отрицательного. Получаем корни: 4 и −1;
4.
x2 + 3x − 40 = 0 ⇒ по теореме Виета: x1 + x2 = −3 = 3; x1 · x2 =
−40.Произведение отрицательно — корни разных знаков. Сумма тоже
отрицательна — модуль отрицательного корня больше модуля положительного.
Корни: 5 и −8.
Ответ
1.
x1 = 2 x2 = 7;
2.
x1 = −3 x2 = −5;
3.
x1 = 4 x2 = −1;
4.
x1 = 5 x2 = −8.
В дополнение рассмотрим
хорошее правило, которое поможет избежать путаницы:
Решая квадратные уравнения, думайте в первую очередь о знаках
корней, а не коэффициентов!
Например, x2 + x − 2 = 0 ⇒ по теореме Виета: x1 · x2 = −2 — произведение
корней отрицательно. Кроме того, x1 + x2 = −1 — сумма
корней тоже отрицательна. Корни:x1 = 1; x2 = −2.
Заметьте: нигде
не упоминается слово «коэффициент». В приведенных выше задачах —
тоже. Поэтому еще раз повторяю: думайте о корнях квадратного
уравнения, а не о коэффициентах.